ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373
8. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Сравнительная характеристика
Традиционная система образования | Новые образовательные стандарты |
1. Ученик выучил- пересказал | 1. Ученик сам вспоминает знания, которые необходимы для выполнения задания |
2. Учитель объявляет новую тему | 2. Ученик называет тему урока |
3. Учитель сам объясняет новую тему | 3. Ученик сам открывает новые знания в диалоге с учителем, в учебнике |
4. Учитель проверяет, как поняли | 4. Ученик делает сам вывод по теме |
Главное на уроке понять и уметь использовать полученные знания |
Сравнение особенностей воспитания
Параметры сравнения | Традиционная система воспитания | Инновационная система воспитания |
Позиция младшего школьника | Объект
ребенок – сторонний наблюдатель, потребитель. |
субъект |
Субъекты целеполагания | учитель | учитель, ученик, родитель |
Личностно-значимая деятельность | игровая | учебная |
Социально-значимая деятельность | учебная | учебная |
Содержание деятельности | учебная, не учебная | образовательная |
Управление деятельностью учащихся | авторитарно | скрытое руководство |
Другие параметры | – | термины, УДД |
Сравнение показывает существенные различия, поменялись цели воспитания:
Вся система образования постепенно переводится из режима авторитарного (подходом к человеку как объекту воспитания) в режим развития. Школа долгое время воспроизводила исполнителей, которые действовали по принципу «ты должен», а не «ты можешь». Собственная природа ребенка, его индивидуальность и самобытность в воспитании не учитывались.
Сейчас цели направлены на самореализацию: способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.
Сегодня перед учебным заведением ставятся новые задачи – осуществить целенаправленное воспитание, которое представляет собой управление процессом развития растущего человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.
Управление процессом развития ребенка предполагает создание благоприятных условий для развития личности, обеспечение единства социализации, воспитания и самовоспитания.
Современный школьник развивает
Портрет ученика начальной школы
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Использование ИКТ на уроках СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Применение ИКТ на уроках усиливает:
– положительную мотивацию обучения
– активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
– на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность;
– привлекает большое количество дидактического материала;
– повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
– обеспечивает высокую степень дифференциации обучения.
Применение ИКТ:
– расширяет возможность самостоятельной деятельности;
– формирует навык исследовательской деятельности;
– обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
Основная цель применения ИКТ
– развитие мышления
– формирование приемов мыслительной деятельности.
Системно-деятельностный подход
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом учителю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.
Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у учащегося интерес к предмету и процессу обучения, развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребёнка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.